Укладка асфальтобетона - технология, уплотнение. уход за

Самым популярным способом покрытия дорог и тротуаров, отвечающим современным понятиям о качественном покрытии и цена которого, к тому же, относительно низка, возможно назвать асфальтирование. Но кроме самой смеси надёжность и эффективность укладки приблизительно, на 50% зависит от подготовительных работ, другими словами от подушки, служащей черновым основанием для лицевого слоя.

Ниже мы поболтаем о технологии данного производства, и обратим внимание на митинг тематического видео в данной статье, касающегося нашей темы.

Укладка асфальтобетонного покрытия асфальтоукладчиком

Асфальт на дороге

Примечание. Наименование происходит от греческого ???????? что подразумевает горную смолу, где 60%-75% битума смешаны с минералами. В неестественном варианте битум ограничен числом от 13% до 60%, а наполнителем является гравием/щебнем, песком и минеральным порошком.

Этапы производства

Земляные работы
  • Прежде всего технология укладки асфальтобетонной смеси, но, как и другие работы по строительству, зависит от планировки, следовательно, перед началом производства должен быть составлен технический проект и денежная смета. После этого направляться разметка с привязкой к изюминкам рельефа данной местности, дабы обеспечить возможность отвода сточных вод и проходящих вблизи подземных и наземных коммуникаций. Помимо этого, громадное значение имеет наличие громадных деревьев с развитой корневой системой - при необходимости их вырубают, дабы в будущем не появлялось неприятностей.
  • По окончании подготовительных работ снимается верхний, мокрый слой грунта посредством экскаватора либо бульдозера, где глубина, первым делом, будет зависеть от эксплуатационного назначения данного участка. К примеру, для асфальтирования тротуара либо садовых дорожек достаточно 10-25 см глубины, но для проезжей части этого, само собой разумеется, не хватает - чем больше планируемая нагрузка, тем глубже нужно будет закладывать основание.
  • Помимо этого, технология укладки асфальтобетона подразумевает обязательное устройство дренажной системы - вода не должна скапливаться ни на покрытии, ни под ним. Вследствие этого крайне важно убрать целый грунт, который был снят при подготовке основания, дабы в период дождей его не размыло, и он не забил дренажную систему.
Щебневое основание
  • По окончании окончания проведения земляных работ вероятна укладка асфальта на цементное основание (твёрдая подушка) либо на щебневое (гравийное) с песком (нежёсткая подушка) и это опять-таки зависит от будущей степени нагрузки при эксплуатации участка по СНиПу 06.03-85. К примеру, для пешеходных дорожек высота песочно-щебневой подушки может составлять всего 5-10 см, но в случае если это проезжая часть с малой интенсивностью движения (подъезд к дому либо воротам), то тут уже высота составит от 10 см и более. Причём, при условии, что на протяжении эксплуатации предвидятся громадные нагрузки, подушка укладывается по слоям - сначала гравий (фракция 40-60 мм), после этого, щебень (фракция 20-40 мм), а поверх них - большой речной песок.

Примечание. Чтобы ускорить усадку подушки перед укладкой асфальта, её обильно поливают водой. В то время, когда подсыпка усаживается, она, к тому же, получает дополнительную прочность. Утрамбовка производится виброплитами, катками, а дома это возможно кроме того делать своими руками посредством какой-либо биты.

Бетонные плиты для основания
  • В тех случаях, в то время, когда на проезжей части предусматривается весьма интенсивное движение и, следовательно, громадная механическая нагрузка, тогда для основания используется бетонирование либо укладка железобетонных плит, как это продемонстрировано на верхнем фото. В связи с большой ценой для того чтобы типа покрытий у нас их делают очень редко и в основном такие конструкции ограничиваются применением для взлётно-посадочных полос либо испытательных полигонов.
  • Наиболее выгодно применять в качестве подсыпки строительный мусор - битый кирпич, камень, ветхие битые плиты, блоки и перекрытия, цементно-песочную штукатурку и без того потом. Любопытно, что при достаточной трамбовке таких материалов они никак не уступают тому же щебню либо гравию, наряду с этим себестоимость подушки резко значительно уменьшается - так как мусор, вместо его утилизации, применяют, как стройматериал. Но тут, непременно, существенно возрастает трудоёмкость процесса - так как такие отходы, в большинстве случаев, имеют весьма громадную фракцию и вследствие этого их сложнее утрамбовывать (приходится разбивать).

Примечание. Закладка основания (цементной либо песочно-щебневой подушки) подразумевает наличие отбортовки, которая выполняется из камней либо особых железобетонных бордюров - это разрешает формовать будущее покрытие. Помимо этого, формовки кроме этого требует и укладка асфальта, следовательно, высота бордюра должна быть вычислена на лицевое покрытие.

Технология укладки

Укладка асфальта на основание

В настоящее время укладка асфальта в РФ производится в согласии с ГОСТ 9128-2009 по асфальтобетонным дорожным и аэродромным смесям, причём инструкция, данная в этом документе применима и для укладки аналогичных покрытий в частном порядке (на дачных и загородных участках). В большинстве случаев асфальтобетон заказывают на ближайшем пункте его изготовления - это предпочтительнее кустарного производства.

Асфальтных фабрик, а также и маленьких, достаточно большое количество, так что приобретение готовой смеси обойдётся значительно дешевле, нежели её независимое изготовление, к тому же, пропорции Госстандартов несложнее выполнять при поточном производстве, нежели при разовом изготовлении.

Принципиально важно учитывать, что температура окружающей среды на улице, должна быть не ниже 5?C, причём производственный процесс должен осуществляться в сухую погоду - монтаж на протяжении дождя категорически запрещён! При нарушении данных условий уже через год по окончании укладки будет наблюдаться растрескивание и эрозия покрытия, к тому же износостойкость асфальта существенно понизится.

Дабы вычислить количество расходуемого материала на определённом объекте, вам необходимо будет вычислить площадь участка и определиться с его толщиной - для слоя асфальта высотой 10 см и площадью 10м2 пригодится одна тонна раствора.

Порядок укладки и уплотнение

Укладка асфальта на щебневую подушку

Технология укладки асфальта на цементное основание  либо на песочно-щебневую подушку подразумевает исполнение работ без мельчайшего промедления по окончании того, как самосвал с раствором прибыл на строительный участок - это одна из наиболее значимых граней требований ГОСТов и СНиПов.

Для громадного объёма, к примеру, трассы , при монтажных работах используются особые автоукладчики и громадные самоходные катки, но при обустройстве тех же тротуаров приходится применять лопаты и швабры. Помимо этого, малые участки не всегда возможно утрамбовать кроме того мелким самоходным катком, исходя из этого, в таких случаях употребляются вибрационные плиты.

Если вы производите подобные работы на приусадебном участке, то вряд ли вы начнёте приглашать в том направлении проектировщика, но, однако, вам нужно будет придерживаться определённых параметров толщины покрытия. Исходя из этого, для садовых дорожек имеете возможность выдерживать слой высотой 3-4 см, тогда как для подъездных дорог (в случае если там не предусмотрена стоянка тяжёлых автотранспортных средств) потребуется толщина 5-7 см.

Использование ручного катка

Уровень качества укладки асфальтобетона и его эксплуатационный ресурс сильно зависят от верного и своевременно сделанного уплотнения покрытия. Таковой процесс возможно осуществить тремя способами, это вибрация, укатка и трамбовка. Для этого возможно применять непроизвольный либо ручной каток, вибрационный каток и вибрационную плиту.

По ГОСТ 9128-2009 температура укладки асфальтобетонной смеси обязана выдерживаться не ниже 105?C - это одна из предпосылок хорошего уплотнения укладываемого слоя - чем холоднее асфальтобетон, тем сложнее его утрамбовывать (больше проходов катком). Дабы избежать налипания раствора на каток либо вибрационную плиту, их возможно намочить водой.

Дабы вся поверхность оказалась однообразной, вам нужно будет следить за числом проходов катка - оно должно быть однообразным, к тому же, направляться избегать реверсных движений, дабы не нарушить целостность монолита.

Примечание. В случае если вам приходится создавать укладку асфальта на склоне, то движение катка при уплотнении должно осуществляться лишь снизу вверх и никак в противном случае. Для разравнивания (ликвидации) образующихся в таких случаях швов движение катка осуществляется практически перпендикулярно - с тем же преимуществом движения снизу вверх.

Уход за асфальтным покрытием

Ремонт асфальтного покрытия

Не разрещаеться допускать заезд тяжёлой гусеничной техники на такие покрытия - оно достаточно мягкое и траки в обязательном порядке покинут вмятины, каковые, со своей стороны, будут содействовать разрушению. Помимо этого, в жаркое время года противопоказан заезд тяжёлой колёсной техники, поскольку при таких температурах асфальт размягчается и опять-таки будет уничтожен.

При необходимости направляться своевременно заделывать все выбоины и трещины, дабы они не приводили к дальнейшему разрушению структуры.

Виды асфальтобетона

Производство асфальтобетона

Все асфальтобетонные смеси возможно поделить на три основные группы, по виду минерального наполнителя  - щебневые, гравийные и песочные. Помимо этого, в соответствии с вязкостью применяемого и укладочной температуры растворы смогут быть тёплыми и холодными.

Так, тёплые производятся с применением дорожных вязких и жидких битумов и стелятся при температуре не меньше 120?C, тогда как холодные, с применением тех же битумов - при температуре не меньше 5?C.

Асфальты смогут быть крупнозернистыми, в то время, когда фракция наполнителя достигает 40 мм, мелкозернистыми, с фракцией до 20 мм и песочными, с фракцией наполнителя до 5 мм. Наряду с этим холодные смеси бывают лишь мелкозернистыми либо песочными (большой речной песок).

В соответствии с величиной остаточной пористости тёплая асфальтовая смесь возможно: а) высокоплотным - остаточная пористость 1-2,5%; плотным - 2,5-5%; пористым - 5-10%; высокопористым - 10-18%. Для холодного асфальтобетона остаточная пористость допускается от 6% до 10%.

В зависимости от содержания щебня и гравия в тёплой смеси их возможно классифицировать по типам:

  • А - содержит от 50% до 60% щебня;
  • Б - от 40% до 50%;
  • В - от 30% до 40%.

Помимо этого, холодные мелкозернистые асфальтобетоны, в зависимости от содержания гравия классифицируются на типы Бх и Вх. Тёплые и холодные растворы смогут быть типа Г и Гх, другими словами, это песок из отсевов дробления либо смесь с натуральным песком, в случае если последнего не меньше 30%. Типы Д и Дх основаны на натуральном песке либо если он смешан с отсевом дробления, но наряду с этим, его содержание не меньше 70%.

Смеси и асфальтобетоны Марка
Тёплые высокоплотные I
Тёплые плотные типа А I, II
Тёплые плотные типа Б, Г I, II, III
Тёплые плотные типа В, Д II, III
Пористые и высокопористые I, II
Холодные типа Бх, Вх I, II
Холодные типа Гх II
Холодные типа Дх II, III

Таблица маркировки смесей и асфальтобетонов

Примечание. Обработка застывшего асфальта фактически аналогична таким действиям, как резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне. Но в этом случае лучше ориентироваться на прохладную погоду, поскольку при жаре битум будет налипать на круги, свёрла и корончатые фрезы, что создаст определённые неудобства в работе.

Заключение

В случае если укладка асфальтобетонной смеси производится у вас дома - на участке либо около него, то, вероятнее, вам не пригодятся высокоплотные асфальты первой марки. Однако, как мы уже упоминали об этом выше, дабы максимально продолжить эксплуатационный ресурс, принципиально важно выделить особенное внимание укатке и трамбовке не застывшего раствора.

Добавить комментарий